НА ПУТИ К НОВОМУ КАЗАХСТАНУ

Сегодня мы живем в эпоху модернизации политической системы Республики Казахстан. Значительные изменения произошли в ходе конституционной реформы 2022 года. По мнению ученых, это и есть реализация президентской программы политических реформ, которая основана на за­просах и предложениях общественности. Ход и результаты преобразований сегодня продол­жают исследовать эксперты. В их числе — проректор по правовым вопросам и антикорруп­ционной политике «Alikhan Bokeikhan University» Майгуль Матаева. Доктор юридических наук проанализировала концептуальные основы, особенности и основные направления конституционной реформы и даже посвятила этому обширную научную статью.

В прошлом году глава государства подписал ряд важных законов, принятых по итогам состоявшегося в июне 2022 года республиканского ре­ферендума о внесении изменений и дополнений в Конституцию.

По словам Касым-Жомарта Токаева, результаты референ­дума позволят сформировать новую модель взаимодейст­вия ветвей власти, откроют путь для участия граждан в управлении государством, упрочат гарантии защиты прав и свобод человека.

– Конституционная реформа ознаменовала собой начало новой эпохи в истории Казахстана. Она позволила закрепить политические преобразования последних трех лет и заложить прочный фундамент для дальнейшего укрепления нашей государственности. Отныне будут строго соблюдаться принципы спра­ведливости, прозрачности и соли­дарности. Референдум убедительно показал, что мы можем противосто­ять беспрецедентным внешним и внутренним вызовам. Мы приступи­ли к практической реализации кон­ституционной реформы, – отметил глава государства.

По его мнению, принятые Пар­ламентом законодательные ини­циативы имеют четко выраженную гуманистическую и правозащитную направленность.

Правовед Майгуль Матаева счи­тает, что Конституционная рефор­ма представляет собой особый вид конституционных изменений. Ее от­личают масштаб и последствия, как для современного и развивающегося правового регулирования, так и в це­лом для системы общественных от­ношений в сфере конституционного воздействия. На сегодняшний день не сложилось единого мнения среди ученых по поводу понятия «конститу­ционная реформа». Если конститу­цию можно менять так же легко, как и простой закон, то она потеряла бы свое особое место в правовой сис­теме. Поэтому без сложных правил внесения изменений и дополнений тут было не обойтись. Однако это не означает, что конституция — это нечто застывшее и не поддающее­ся коррекции. Современные реалии буквально требовали перемен для улучшения жизни общества.

— В марте 2022 года президент РК Касым-Жомарт Токаев в Посла­нии народу Казахстана указал на необходимость внесения изменений в Конституцию относительно модер­низации политической системы, — на­помнила Майгуль Хафизовна. – Он обосновал это тем, что «…рост бла­госостояния народа возможен только в условиях подлинной конкуренции. Система управления, ориентирован­ная на сверх­концентрацию полномочий, уже утратила свою эффективность. Она не способна кон­солидировать граждан­ское общество с его многообразием взглядов и убеждений. Поэтому нам нужны выверенные шаги по переу­стройству политической модели раз­вития Казахстана».

К слову, предшествующие это­му события подтвердили необхо­димость скорейшей политической модернизации страны, в связи с чем поправки в Основной закон были вы­несены на референдум. Уже в конце марта 2022 года президент страны принял распоряжение «О Рабочей группе по выработке предложений о внесении изменений и дополнений в Конституцию РК». Рабочая группа в месячный срок должна была выра­ботать предложения. В нее вошли кроме представителей госаппарата известные ученые.

5 мая 2022 года президент при­нял Указ «О проведении 5 июня 2022 года республиканского референду­ма», в котором постановил вынести на республиканский референдум проект Закона РК «О внесении изме­нений и дополнений в Конституцию РК» со следующей формулировкой вопроса: «Принимаете ли вы измене­ния и дополнения в Конституцию РК, изложенные в проекте Закона РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК», опубликованном в средствах массовой информации 6 мая 2022 года?».

8 июня 2022 года был принят Закон «О внесении изменений и до­полнений в Конституцию Республики Казахстан».

— В истории Конституции РК 1995 года поправки и дополнения в нее вносились несколько раз: кон­ституционные реформы в Казахс­тане были проведены в 1998, 2007 и 2017 года, а в 2011, 2018 и 2019 годах в Конституцию были внесены отдельные изменения и дополнения, — вспоминает Майгуль Хафизовна. — И каждый раз они вносились через Парламент, затронув более 80 ста­тей. В последний раз казахстанцы выражали свое мнение на референ­думе, когда принимали действующую Конституцию страны в 1995 году. В 2022 году казахстанский народ впервые за последние 27 лет вышел на референдум. Президент страны предложил реализовать изменения в Конституцию через сверку с мнением всего казахстанского общества. По­скольку референдум обладает ши­роким представительным характе­ром, является самой демократичной и прямой формой волеизъявления народа, это сравнительно быстрый и простой способ решения вопроса, и наконец, это возможность дать гра­жданам самим принять участие в ре­шении общенационального вопроса, — подчеркнула эксперт.

Существует мнение, что целью конституционной реформы в Казах­стане в июне 2022 года была мо­дернизация политической системы страны, которая затронула ключевые положения основ демократизации, а именно, совершенствование инсти­тутов президента, парламента, кон­ституционного контроля, партийного строительства, местного самоуправ­ления, совершенствования админи­стративно-территориального устрой­ства страны.

Концептуальными основами и особенностями конституционной реформы 2022 года в Казахстане явились: системная трансформация действующей политической систе­мы, формирование оптимального баланса взаимоотношений ветвей власти, выстраивание эффективного диалога государства и общества.

— Изменения были внесены в 33 статьи, т.е. фактически изменилась одна треть Конституции РК, — пояс­нила доктор юридических наук. — Ны­нешняя конституционная реформа явилась реализацией президентской программы политических реформ, которая основана на запросах и пред­ложениях общественности. Основ­ными направлениями конституцион­ной реформы стали: окончательный переход от суперпрезидентской мо­дели к президентской республике; перераспределение ряда властных полномочий; изменение роли и стату­са Парламента; расширение участия населения в управлении страной, усиление механизмов защиты прав граждан. Окончательный переход от суперпрезидентской модели к пре­зидентской республике предполагал отсутствие членства в политической партии президента в период осу­ществления им своих полномочий. Кроме того, его близкие родственни­ки не вправе отныне занимать долж­ности политических государственных служащих, руководителей субъектов квазигосударственного сектора.

Полномочия президента снимать с должности акимов районов, горо­дов, сельских округов также были исключены. Перераспределение ряда властных полномочий было осу­ществлено по следующим направле­ниям. Во-первых, акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются теперь пре­зидентом на альтернативной основе (выбор из не менее двух кандидатур) с согласия депутатов маслихатов ре­гиона (города).

Изменение роли и статуса Пар­ламента РК началось с изменения роли Сената и работе Мажилиса. Из­менения произошли в составе депу­татов Мажилиса.

Но, уже не раз говорилось, одним из самых важных стало повышение участия населения в управлении страной, что стало заметным по во­просу об отношении к земле. Отныне земля и ее недра, воды, раститель­ный и животный мир, другие природ­ные ресурсы принадлежат народу. От имени народа права собственно­сти осуществляет государство.

Кроме того, изменения привели к тому, что депутаты Мажилиса теперь избираются по смешанной избира­тельной системе: по системе пропор­ционального представительства по территории единого общенациональ­ного избирательного округа, а также по одномандатным избирательным округам. Теперь право граждан изби­рать и быть избранными может быть реализовано в полной мере. Появи­лась возможность отзыва мандата для депутатов Мажилиса, избранных по одномандатному избирательно­му округу. Теперь часть депутатов Мажилиса и областных маслихатов, все депутаты районных маслихатов будут избираться по одномандатным округам. Благодаря этому предста­вительные органы станут по-настоя­щему народными. Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются теперь пре­зидентом на альтернативной основе (не менее двух кандидатур) с со­гласия депутатов маслихатов реги­она (города). Что стало логическим продолжением введенной ранее выборности сельских акимов и сви­детельствует о твердом стремлении Казахстана к демократизации систе­мы государственного управления.

Усилен механизм защиты прав граждан. Вновь возвращен инсти­тут Конституционного суда с правом обращения в него граждан, Гене­рального прокурора и уполномочен­ного по правам человека. По итогам конституционной реформы в стране принимаются законы. Глава государ­ства каждый раз подчеркивает, что идея справедливости должна стать основой государственной политики Казахстана. Базой социальной спра­ведливости являются адекватные требованиям времени законы и сис­темное противодействие коррупции, трудолюбие граждан и стремление молодежи к передовым знаниям.

Принципы справедливости, ра­венства, верховенства права, прин­ципов Конституции и прав человека пронизывают новые законы. Именно в этом прослеживается правозащит­ная направленность деятельности главы нашего государства, сегод­ня считают специалисты в области права. Эти изменения усиливают эффективность защиты конституци­онных прав граждан. Эти принятые парламентом законодательные ини­циативы имеют четко выраженную гуманистическую и правозащитную направленность. Таким образом, все изменения в Конституцию Республи­ки Казахстан соответствуют концеп­циям справедливого, слышащего государства и эффективного управ­ления, провозглашенным с момента прихода к власти Касым-Жомарта Токаева.

— Референдум по реформирова­нию Конституции в Казахстане состо­ялся и положил начало новой эпохе в истории Казахстана, — заключила Майгуль Матаева. — Эти изменения в Конституцию позволили закрепить политические преобразования по­следних трех лет и заложили новые возможности, открыли пути для про­грессивного, демократического раз­вития Казахстана.

В связи с этим экспертное сооб­щество надеется, что обновленный Основной закон усилит эффектив­ность защиты конституционных прав наших граждан и будет дальше про­двигать страну в сторону построения справедливого общества и эффек­тивного государства, к реальному Новому Казахстану.

Елена ИВАНОВА

Мақаланы әлеуметтік желіге бөлісу
Біздің Бесқарағай