Сегодня мы живем в эпоху модернизации политической системы Республики Казахстан. Значительные изменения произошли в ходе конституционной реформы 2022 года. По мнению ученых, это и есть реализация президентской программы политических реформ, которая основана на запросах и предложениях общественности. Ход и результаты преобразований сегодня продолжают исследовать эксперты. В их числе — проректор по правовым вопросам и антикоррупционной политике «Alikhan Bokeikhan University» Майгуль Матаева. Доктор юридических наук проанализировала концептуальные основы, особенности и основные направления конституционной реформы и даже посвятила этому обширную научную статью.
В прошлом году глава государства подписал ряд важных законов, принятых по итогам состоявшегося в июне 2022 года республиканского референдума о внесении изменений и дополнений в Конституцию.
По словам Касым-Жомарта Токаева, результаты референдума позволят сформировать новую модель взаимодействия ветвей власти, откроют путь для участия граждан в управлении государством, упрочат гарантии защиты прав и свобод человека.
– Конституционная реформа ознаменовала собой начало новой эпохи в истории Казахстана. Она позволила закрепить политические преобразования последних трех лет и заложить прочный фундамент для дальнейшего укрепления нашей государственности. Отныне будут строго соблюдаться принципы справедливости, прозрачности и солидарности. Референдум убедительно показал, что мы можем противостоять беспрецедентным внешним и внутренним вызовам. Мы приступили к практической реализации конституционной реформы, – отметил глава государства.
По его мнению, принятые Парламентом законодательные инициативы имеют четко выраженную гуманистическую и правозащитную направленность.
Правовед Майгуль Матаева считает, что Конституционная реформа представляет собой особый вид конституционных изменений. Ее отличают масштаб и последствия, как для современного и развивающегося правового регулирования, так и в целом для системы общественных отношений в сфере конституционного воздействия. На сегодняшний день не сложилось единого мнения среди ученых по поводу понятия «конституционная реформа». Если конституцию можно менять так же легко, как и простой закон, то она потеряла бы свое особое место в правовой системе. Поэтому без сложных правил внесения изменений и дополнений тут было не обойтись. Однако это не означает, что конституция — это нечто застывшее и не поддающееся коррекции. Современные реалии буквально требовали перемен для улучшения жизни общества.
— В марте 2022 года президент РК Касым-Жомарт Токаев в Послании народу Казахстана указал на необходимость внесения изменений в Конституцию относительно модернизации политической системы, — напомнила Майгуль Хафизовна. – Он обосновал это тем, что «…рост благосостояния народа возможен только в условиях подлинной конкуренции. Система управления, ориентированная на сверхконцентрацию полномочий, уже утратила свою эффективность. Она не способна консолидировать гражданское общество с его многообразием взглядов и убеждений. Поэтому нам нужны выверенные шаги по переустройству политической модели развития Казахстана».
К слову, предшествующие этому события подтвердили необходимость скорейшей политической модернизации страны, в связи с чем поправки в Основной закон были вынесены на референдум. Уже в конце марта 2022 года президент страны принял распоряжение «О Рабочей группе по выработке предложений о внесении изменений и дополнений в Конституцию РК». Рабочая группа в месячный срок должна была выработать предложения. В нее вошли кроме представителей госаппарата известные ученые.
5 мая 2022 года президент принял Указ «О проведении 5 июня 2022 года республиканского референдума», в котором постановил вынести на республиканский референдум проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК» со следующей формулировкой вопроса: «Принимаете ли вы изменения и дополнения в Конституцию РК, изложенные в проекте Закона РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию РК», опубликованном в средствах массовой информации 6 мая 2022 года?».
8 июня 2022 года был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан».
— В истории Конституции РК 1995 года поправки и дополнения в нее вносились несколько раз: конституционные реформы в Казахстане были проведены в 1998, 2007 и 2017 года, а в 2011, 2018 и 2019 годах в Конституцию были внесены отдельные изменения и дополнения, — вспоминает Майгуль Хафизовна. — И каждый раз они вносились через Парламент, затронув более 80 статей. В последний раз казахстанцы выражали свое мнение на референдуме, когда принимали действующую Конституцию страны в 1995 году. В 2022 году казахстанский народ впервые за последние 27 лет вышел на референдум. Президент страны предложил реализовать изменения в Конституцию через сверку с мнением всего казахстанского общества. Поскольку референдум обладает широким представительным характером, является самой демократичной и прямой формой волеизъявления народа, это сравнительно быстрый и простой способ решения вопроса, и наконец, это возможность дать гражданам самим принять участие в решении общенационального вопроса, — подчеркнула эксперт.
Существует мнение, что целью конституционной реформы в Казахстане в июне 2022 года была модернизация политической системы страны, которая затронула ключевые положения основ демократизации, а именно, совершенствование институтов президента, парламента, конституционного контроля, партийного строительства, местного самоуправления, совершенствования административно-территориального устройства страны.
Концептуальными основами и особенностями конституционной реформы 2022 года в Казахстане явились: системная трансформация действующей политической системы, формирование оптимального баланса взаимоотношений ветвей власти, выстраивание эффективного диалога государства и общества.
— Изменения были внесены в 33 статьи, т.е. фактически изменилась одна треть Конституции РК, — пояснила доктор юридических наук. — Нынешняя конституционная реформа явилась реализацией президентской программы политических реформ, которая основана на запросах и предложениях общественности. Основными направлениями конституционной реформы стали: окончательный переход от суперпрезидентской модели к президентской республике; перераспределение ряда властных полномочий; изменение роли и статуса Парламента; расширение участия населения в управлении страной, усиление механизмов защиты прав граждан. Окончательный переход от суперпрезидентской модели к президентской республике предполагал отсутствие членства в политической партии президента в период осуществления им своих полномочий. Кроме того, его близкие родственники не вправе отныне занимать должности политических государственных служащих, руководителей субъектов квазигосударственного сектора.
Полномочия президента снимать с должности акимов районов, городов, сельских округов также были исключены. Перераспределение ряда властных полномочий было осуществлено по следующим направлениям. Во-первых, акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются теперь президентом на альтернативной основе (выбор из не менее двух кандидатур) с согласия депутатов маслихатов региона (города).
Изменение роли и статуса Парламента РК началось с изменения роли Сената и работе Мажилиса. Изменения произошли в составе депутатов Мажилиса.
Но, уже не раз говорилось, одним из самых важных стало повышение участия населения в управлении страной, что стало заметным по вопросу об отношении к земле. Отныне земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа права собственности осуществляет государство.
Кроме того, изменения привели к тому, что депутаты Мажилиса теперь избираются по смешанной избирательной системе: по системе пропорционального представительства по территории единого общенационального избирательного округа, а также по одномандатным избирательным округам. Теперь право граждан избирать и быть избранными может быть реализовано в полной мере. Появилась возможность отзыва мандата для депутатов Мажилиса, избранных по одномандатному избирательному округу. Теперь часть депутатов Мажилиса и областных маслихатов, все депутаты районных маслихатов будут избираться по одномандатным округам. Благодаря этому представительные органы станут по-настоящему народными. Акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются теперь президентом на альтернативной основе (не менее двух кандидатур) с согласия депутатов маслихатов региона (города). Что стало логическим продолжением введенной ранее выборности сельских акимов и свидетельствует о твердом стремлении Казахстана к демократизации системы государственного управления.
Усилен механизм защиты прав граждан. Вновь возвращен институт Конституционного суда с правом обращения в него граждан, Генерального прокурора и уполномоченного по правам человека. По итогам конституционной реформы в стране принимаются законы. Глава государства каждый раз подчеркивает, что идея справедливости должна стать основой государственной политики Казахстана. Базой социальной справедливости являются адекватные требованиям времени законы и системное противодействие коррупции, трудолюбие граждан и стремление молодежи к передовым знаниям.
Принципы справедливости, равенства, верховенства права, принципов Конституции и прав человека пронизывают новые законы. Именно в этом прослеживается правозащитная направленность деятельности главы нашего государства, сегодня считают специалисты в области права. Эти изменения усиливают эффективность защиты конституционных прав граждан. Эти принятые парламентом законодательные инициативы имеют четко выраженную гуманистическую и правозащитную направленность. Таким образом, все изменения в Конституцию Республики Казахстан соответствуют концепциям справедливого, слышащего государства и эффективного управления, провозглашенным с момента прихода к власти Касым-Жомарта Токаева.
— Референдум по реформированию Конституции в Казахстане состоялся и положил начало новой эпохе в истории Казахстана, — заключила Майгуль Матаева. — Эти изменения в Конституцию позволили закрепить политические преобразования последних трех лет и заложили новые возможности, открыли пути для прогрессивного, демократического развития Казахстана.
В связи с этим экспертное сообщество надеется, что обновленный Основной закон усилит эффективность защиты конституционных прав наших граждан и будет дальше продвигать страну в сторону построения справедливого общества и эффективного государства, к реальному Новому Казахстану.
Елена ИВАНОВА